Определение преступлений и их тяжести в мусульманском праве основывается на догматах религии. Признается пять основных ценностей ислама. Это религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Преступления, посягающие на эти ценности, признаются тяжкими и караются наиболее серьезно.
В зависимости от характера преступления и порядка назначения наказаний, а также их видов все преступления делятся на три основные группы (категории): хадд, кисас и тазир.
К категории хадд относятся преступления, посягающие на "права Аллаха" и, как правило, связанные с нарушением основных ценностей ислама, за что установлены строго фиксированные наказания.
Обычно к категории хадд относят семь видов преступлений: вероотступничество, бунт, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, ложное обвинение в преступлении, кража, разбой.
За вероотступничество полагается смертная казнь, так как это преступление приравнивается к измене. Участники симпозиума мусульманского права, проведенного в Саудовской Аравии в 1976 году, указали, что "нет никаких различий между лицом, отошедшим от ислама, и тем, кто непосредственно или в идеологическом отношении стал на сторону врага" (см. Сюкияйнен).
Бунт также относится к числу наиболее опасных преступлений. Имеются предания о том, что Пророк рекомендовал подвергать смерти тех, кто сеял раздор в мусульманской общине и не повиновался властям. Поэтому мусульманская доктрина признает смертную казнь необходимым наказанием за бунт.
Употребление алкоголя, действующего на разум, категорически запрещается исламскими фундаменталистами. В большинстве стран, определяющих уголовную ответственность на основе шариата, за употребление алкоголя применяются телесные наказания.
Прелюбодеяние, т.е. внебрачные половые отношения, караются 100 ударами палкой каждому виновному. Если же хотя бы один из них состоит в браке, то оба подлежат забитию камнями до смерти. Этот вид наказания применяется крайне редко, так как для доказательства вины требуются свидетельства четырех мужчин-мусульман.
За ложное обвинение в прелюбодеянии следует телесное наказание и запрет когда-либо выступать свидетелем в суде.
Кража имущества определенной стоимости карается отсечением правой руки; вторая кража — левой ноги, третья — левой руки. Если в краже участвовало несколько лиц, все наказываются одинаково.
Разбой, как правило, карается смертной казнью. В случае, если виновный применял угрозы, а не физическое насилие, и не овладел имуществом, он может быть наказан высылкой или лишением свободы по усмотрению правителя.
Наибольшее число преступлений против личности относится к категории кисас, под которую подпадают убийство и телесные повреждения.
За убийство полагается смертная казнь. Однако по желанию родственников убитого допускается принятие выкупа (дийа). Первоначально выкуп за кровь определялся в 100 верблюдов за смерть мусульманина и 50 — за смерть мусульманки. В настоящее время выкуп определяется в денежном выражении.
Причинение телесного повреждения ранее наказывалось по принципу талиона — по решению судьи родственники пострадавшего имели право нанести виновному рану такой же глубины и размера. В настоящее время чаще применяется выкуп за кровь.
Правонарушения категории тазир — это деяния, наказания за которые определяются по усмотрению судьи. Эти деяния могут посягать и на права Аллаха, и на частные интересы. Так, к категории тазир относится неисполнение религиозных обязанностей (например, несоблюдение поста), взяточничество и лжесвидетельство, мошенничество, нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение мусульманской морали и др.
За эти преступления могут назначаться и телесные наказания, и лишение свободы, и штраф, и устное порицание. Так, в Саудовской Аравии водитель, нарушивший правила безопасности движения, наказывается 10 ударами плети, а организатор автомобильных гонок на улицах столицы — 50 ударами.
Наказание по категории тазир не применяется в случае раскаяния виновного, а также в случае прощения правонарушителя потерпевшим.
Следует иметь в виду, что не все школы мусульманского права одинаково решили вопросы ответственности за преступления этой категории, что в значительной мере объясняется отсутствием четко регламентированного законодательства, в частности уголовных кодексов.
Однако в последнее время наблюдается тенденция кодификации мусульманского уголовного права.
В 1981 г. в Иране принят Кодекс, основанный на мусульманском праве и состоящий из 199 статей. В нем широко предусматриваются смертная казнь, телесные наказания, отражается неравенство мужчины и женщины. Так, если муж застает жену в момент прелюбодеяния, он имеет право убить обоих. Жена такого права лишена.