Итак.... (© моё, постил ранее на "БайкПосте"

Поэтому примеры даны для мототехники, с авто тема гораздо проще - 1,400 шек. в год, примерно $350. Не так уж и много....)
Начну издалека. В 1975 г. правительство Израиля (премьером тогда был Ицхак Рабин, кстати...) приняло закон, который обязывает владельцев всех моторных ТС страховать ответственность перед пострадавшими при ДТП. "Свои тазы страхуте сами" - т.е. в обяз. порядке страхуется только "мясо", "жесть" - на усмотрение владельца...
В чём причина такой политики в страховании в данной категории страховых рисков?
Чтобы не тянуть "котэ за причиндалы", т.е. максимально быстро помочь финансово пострадавшим при ДТП получить деньги на лечение, т.к. медицина у нас хоть и условно-бесплатная, но всякие сложные операции, а также постамбулаторное лечение и, кстати, инвалидность (!) - гос-во решило, что нет смысла ждать, пока суд да дело - пострадавше должны получить за приченённый физический (да и моральный, кстати, тоже - это одельный пункт...) ущерб, и не важно за счёт чьей страховки, т.е. принципиально не важно кто виноват в ДТП, платят по след. схеме:
У каждого ТС должна быть страховка, которая в обязательном порядке покрывает ущерб жизни и здоровью пассажирам, а также возможным "я тут просто мимо проходил" субъектам, которые могут пострадать при ДТП.Кстати, были прецеденты, когда случайный прохожий сумел отсудить у страховых несколько миллионов шакаликов.....
Компенсация морального, физического и материального вреда при дорожно-транспортном происшествии гарантирована [b
]Законом о компенсации пострадавшим в ДТП (1975) [/b](
битуах хова) (חוק פלת"ד 1975 — חוק ביטוח חובה לרכב מנועי).
Теперь давайте разбираться, как «битуах хова» влияет на полжение дел в секторе мототехники.
Чуть позже, гос-во дало на откуп частным компаниям (считай, приватизировало), весь сектор обяз страхования при ДТП, другими словами, тепрь сами страховики считают, как и сколько брать за полис. Страховые, конечно, не дураки — могли бы нас (байкеров) не страховать, им было бы легче, т.к., с одной стороны, мы водители (можем нанести ущерб людям, находящимся в другом ТС), а с другой пешеходы (у нас ни подушек, ни ремней нет, как у «жестянок» — пассивная безопасность на уровне пешехода). и еще мы сами для себя представляем опасность (превед гонщегам :).
И, чтобы сократить расходы, они стали повышать стоимость страхового полиса (чем выше цена, тем меньше платежеспособных).
Надо сказать, что обычно срок действия сей бумажки — ровно один год. Можно сделать и на месяц, но цена не 1/12 от года, а выше. Цена на неделю — как за пол-месяца…
Ясно-понятно, что если бы я хотел держать дома эндурик только для «покататься в выходные» — то просто заипёшься каждый раз делать страховку заново, поэтому все делают на год… А если есть страховка, то зачем коню в стойле пылиться, можно и повседневные поездки на нём совершать, дом-работа-покупки. Тут практичные большекубатурные максики — вне конкуренции, разве что не для бездорожья.
Теперь о расценках.
Есть множество параметров, от которых зависит размер страховой премии (т.е. обдираловки!) — возраст, пол, стаж, были ли лишения прав и т.д. Для консерв всё это не сильно влияет на цену — в основном, страховка даёт право водить машину мюбому, кто старше 24 лет (если есть молодой водитель, то цена довольно ошутимо повышается).
Для мототехники — «общая» (ביטוח לכל נהג) стоит на 40% дороже чем «именная» (נהג נקוב בשם הפוליסה), а для юр. лиц — так вообще заоблачная. Поэтому, в основном, все делают страховку только на себя…
Итак, в среднем, полис на год для мототехники:
до 50сс — 2,900 шек. ($765)
от 51сс и до 250сс — 4,700 шек. ($1,152)
от 251сс и выше — 6,300 шек. ($1,610)
Минимальная з.п. — 4,800 шек. ($1,200) в месяц…
Проще говоря, для того, чтобы владеть нормальнм мотоциклом или максискутером, придётся, только за страховку, выложить среднюю месячную зарплату....
Другими словами, целый месяц в году я кормлю свою страховую фирму… В их защиту могу сказать, что если, не дай Бог, я попаду в ДТП на моте, то они в прямом смысле будут заботиться обо мне до конца жизни (к этому их обязывет закон. если начнут мутить — гос-во может, теоретически, и лицензию отобрать...)
Прибавим к этому цены на моты (литр — от 100,000 шек. ($27,800), спорт — 130,000-150,000 шек. ($36,100-42,000)), цены на техобслуживание — могуть доходить до 2-3 тыс. ($550-700) на 10,000 км. пробега — получем довольно грустную картину. Шанс увидеть на дороге Дукати равен шансу увидеть Феррари (а то и меньше).
Но, вернёмся к теме страховки.
Каков размер компенсации в каждом конкретном случае, кому она полагается, кто ее выплачивает?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Начнем с главного: что такое дорожно-транспортное происшествие?
Если в результате использования моторно-транспортного средства в транспортных целях был нанесен ущерб, то такое происшествие является дорожно-транспортным.
Под моторно-транспортным средством понимается любой транспорт, передвигающийся по земле за счет механической силы (автомобиль, автобус, экскаватор, трактор и т.п.). Соответственно, ни велосипед, ни круизный лайнер такими средствами не являются.
Транспортные цели – это, прежде всего, использование машины по ее прямому назначению: передвижению с одного места в другое. К этому можно добавить парковку, ремонт в дороге, вход-выход из машины. Стоянка на обочине, ремонт в отдаленном от дороги месте к таким целям не относятся (на самом деле, ещё как относятся. А еще, например надо страховать прицеп. И если он вдруг оцепился, скатился с горки и задавил человека — это ДТП).
Другой пример — Вы повздорили с неадекватом на дороге (редко, но встречается. я придерживаюсь «правила ДДД», особенно, когда на мото). И вот он отъехал назад, да как долбанёт в бочину — у Вас кровь из носа, вызывется скорая и полицаи. Если при полиции ваши трения продолжатся, и это будет потом отнесено к делу, то страховая может отказать платить вам компенсацию, т.к. это не ДТП, по закону! Это УМЫШЛЕННОЕ причинение вреда здоровью, а ДТП — просто «стечение обстоятельств»…
На компенсацию может рассчитывать любой пострадавший в ДТП: виновный водитель, пострадавший водитель, пассажир, пешеход. Примечательно, что последние могут быть признаны пострадавшими, даже если их не сбил автомобиль, а просто напугал. А если автомобиль напугал мотоциклиста — то мотоциклист — это не пешеход — ему полагается платить свою, отдельную страховку (тройной фейспалм нашей законодательной системе!)
Если автомобиль или водитель застрахованы, то выплату компенсации обязана произвести страховая компания по обязательной страховке (Битуах хова — ביטוח חובה).
Если у водителя нет страховки или прав, если пешехода сбил неизвестный водитель, то выплата компенсации производится из специального государственного фонда «Карнит» (а там тоже не дураки сидят — из-под земли достанут и заставят потом через суд выплатить всё, до копейки...).
Если ДТП произошло по дороге на работу или с работы, то это можно квалифицировать как производственную травму. В этом случае, пострадавший может рассчитывать на компенсацию от Института национального страхования (Битуах Леуми). Но, данные выплаты будут вычтены из компенсации от страховой компании.
Компенсация пострадавшему в ДТП включает в себя компенсацию морального ущерба, медицинских расходов (вплоть до сложнейших операций, в том числе и за бугром! Хотя и у нас тут, тоже, передовая медицина...), расходов на помощника (медсестра, сиделка, домработница и т.п.), компенсацию за потерю трудоспособности (полную или частичную).
Т.е., если я до страхового случая получал 15,000 шек. ($4,200), что очень неплохо, кстати, и теперь у меня 100% инвалидность — страховая будет мне выплачиать по 15,000 каждый месяц, до пенсии… а с такой з.п. обычно и пенсия довольно большая.
Размер компенсации зависит от большого количества слагаемых, самым сложным из которых является тяжесть травмы. Назначенная судом специальная экспертная комиссию определяет степень причиненного физического ущерба. Если имела место производственная травма, то назначается еще медкомиссия Института национального страхования (Битуах Леуми). К этому прибавляются еще: возраст, образование, профессия, зарплата, потенциал, состав семьи пострадавшего — и это не весь перечень.
А ещё — нет предела совершенству максимальной отметки размера компенсации — через суд, который в 99% случаев на стороне пострадавшего в результате ДТП, можно отсудить у страховой миллионы… А как страховая потом будет покрывать убытки? Правильно, повышая цену полиса…
Что же делать, если вы попали в аварию:
— дождитесь полиции и возьмите у них копию акта о ДТП,
— обратитесь к врачу (или вызовите на место амбуланс), получите от него письменные подтверждения вашего обращения, ваших жалоб, состояния здоровья, причиненных травм, последующего лечения, отпуска по болезни. В документах обязательно должно быть указано, что вы пострадали в результате дорожно-транспортного происшествия.
— сохраняйте все документы (квитанции, чеки) о расходах, которые вы понесли из-за ДТП.
Тепрь немного про «несоответсвия». Страховые считают байкеров группой «повышенного риска». Тут я с ними согласен.
Не согласен я с тем, что, по предписанию Мин. финансов, не важно сколько лошадей в движке твоего коня — «опасность» для себя, да и окружающих, мы педставляем одинаковую — что владелец Honda Forza 300 с 24 л.с., что владелец Honda CBR1000RR c 190+ лошадками.
Идиотизм ситуации подкрепляется тем, что Форз продали 40-50 в этом году, а SYM JoyMax 250xi — 4,000. и дело не в цене самого максика (30,000 и 27,000 ($8,300 и $7,500) соответственно), а в политике гос-в.а в сфере обяз. страхования… вот поэтому самая популярная категория у нас — 250-ки (мотоциклы и скутеры).
Кстати, из 300-к нормально продаётся только Kymco DownTown 300i ABS, т.к. у него мощность максимальные для «А1» 33 лошади… Тоже к нему присматривался, но всё же предпочёл больший объем и ту же мощность, поэтому выбрал Маджести 400.
З.Ы. если есть ещё вопросы - задавайте...
Это сообщение отредактировал mrzorg - 3.03.2015 - 00:10