Словообразование в русском языке — это раздел языкознания, изучающий способы создания новых слов на основе уже существующих. Основные способы включают морфологические (с помощью приставок, суффиксов, или их комбинаций) и неморфологические (сложение, переход из одной части речи в другую, сращение и другие).
Морфологические способы
Приставочный:
К основе добавляется приставка. Пример: делать → переделать.
Суффиксальный:
К основе добавляется суффикс. Пример: зелёный → зелёненький.
Приставочно-суффиксальный:
Используется одновременно приставка и суффикс. Пример: окно → подоконник.
Бессуффиксный (Нулевая суффиксация):
Новое слово образуется без суффикса, с помощью усечения основы. Пример: рассказать → рассказ**-Ø**.
Неморфологические способы
Сложение:
Объединение двух или более основ в одно слово. Пример: вода + возить → водовоз.
Переход из одной части речи в другую (Конверсия):
Слово становится другой частью речи без изменения своей формы. Пример: рабочий (прилаг.) → рабочий (сущ.).
Сращение:
Образование нового слова из словосочетания. Пример: низко + оплачиваемый → низкооплачиваемый.
Усечение основы:
Образование нового слова с помощью сокращения производящей основы, как правило, с разговорной окраской. Пример: заместитель → зам.
---------------------------------------------------------------
1. СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Словообразовательный словарь русского языка,
А.Н.Тихонов (1.в двух томах и 2. школьный)
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
- суффиксальный //Дет-ок
- префиксальный //пре-симатичных
- конфиксальный //без-ум-ные
- интерфиксальный (сложение) // лис-о-лекторы
- усечение //препы (от преподаватели)
- аббревиация //вузов
- префиксоидное //мега-крупными
- трансфиксальный //картофел-е-копал-к-ами
- унификсальный //коло-шматят
- телескопинг (скорнение) //виреально.
- сращение //Сумасшедшие
- переход из одной части речи // больные
- семантический //считают
- калькирование //пред-писа-ниj-я
- транслитерация //пиаром
- транскрипция //менеджеров.
Примеры телескопинга:
· Мучительская (скорнение слов "мучитель" и "учительская") – учительская, где мучители придумывают способы, как лучше (м)учить детей.
У нас в школе на двери учительской висит ровно такая табличка.
· Сейчастье (скорнение слов "сейчас" и "счастье") – счастье сейчас, переживание полноты и радости бытия в настоящем.
· ВиреАльный (скорнение слов "виртуальный" и "реальный") – виртуальный, становящийся реальным.
Теоретический материал о словообразовании:
· Энциклопедия для детей «Аванта+», т. Языки мира. - стр.44-49.
·
http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part2.htm· Е. А. Земская. Как делаются слова
· Об унификсации: Л.В.Рацибурская. Словарь уникальных морфем русского языка
· Задания: Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко и др. Русский язык. Учебник для 6 класса. Часть1; гл. «Строительная работа морфем»
· Задания:
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200201603· Конкурсные задания с ответами:
http://www.gramota.ru/igra/contests/archive/39_46Значение слова часто можно объяснить через производящее(ие) и значение тех служебных морфем, которые использовались при создании новорожденного слова.
Т.е. веселить – делать кого-то веселым, а развеселиться– веселиться так долго и/или основательно, что дойти до крайнего состояния веселья:)
ПОМНИМ, ЧТО ОБЪЯСНЕНИЕ ЧЕРЕЗ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ЦЕПОЧКУ - ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!
Задания на тренировку словообразовательных навыков:
1. Постройте словообразовательные цепочки для слов беспризорничать, залюбоваться, замоскворецкий, прибыльный, крикливый, белизна, белочка, легкомыслие, малограмотность, благотворительный, законодательный, литературоведение, физкультура, пятилитровый, водомерка, комбат, выспренность, белогномка, подъелдыкивать, вздребезнуться.
2. Объясните значение следующих слов через родственные: выродок, родинка, домушник, домочадец, сказочность, раскатисто, объегорить, подкузьмить, промышленность, сгущенка, свеликодушничать, беловик, раболепствование, сковородник, родимчик, кликушествовать, трусцой, истопник, прокосок.
Это сообщение отредактировал hobator - 12.11.2025 - 06:32