29


Фанни Фельдман мы знаем и любим под именем Фаина Раневская. Когда ее вспоминаешь , слово "актриса" кажется слишком узким и простым. Фаина Георгиевна - это самобытная, легендарная личность, совершенно особое явление, если можно так сказать об этой чудесной женщине, в культуре советского времени. Несмотря на свое отнюдь не рабочее происхождение, что имело значение в СССР, Раневская трижды (!) была Лауреатом Сталинской премии.
Свой псевдоним молодая актриса взяла в честь героини чеховского "Вишневого сада" еще в дореволюционные времена. Сценический талант Раневская оттачивала на сценах разных театров - и провинциальных, и московских. Четверть века, вплоть до завершения актерской карьеры, Фаина Георгиевна вновь и вновь покоряла публику в Театре Моссовета.
Раскрепощенная и свободная в помыслах и высказываниях, актриса блистательно выписывала образы нелепых и комичных женщин. В Гостелерадиофонде сохранилась редчайшая запись 1962 года - фрагмент спектакля по пьесе В.Билль-Белоцерковского "Шторм". Постановка 1951 года была осуществлена Государственным академическим театром имени Моссовета. В роли Спекулянтки, которую допрашивает комиссар, - Фаина Георгиевна Раневская.
Роль спекулянтки и сцена допроса были полностью придуманы Фаиной Раневской с разрешения автора. И хотя сам спектакль был скучным и очень пафосным, зритель осаждал Театр Моссовета… но только ради Раневской. Как только заканчивалась сцена, раздавались громовые овации, действие останавливалось, артисты на могли говорить и ждали тишины. Дальше происходило самое ужасное. Как только действие возобновлялось, публика из зала начинала утекать – смотреть скучищу без Раневской никто не хотел. Режиссер Завадский вскоре вымарал эту сцену из спектакля. Фаина Георгиевна была очень расстроена и возмущена: "Почему?" Но получила ответ главрежа: "Вы слишком хорошо играете свою роль". "Хорошо, для дела, я буду играть свою роль хуже", - как всегда хлестко ответила актриса.